Лев Николаевич Толстой - Уход и смерть Л. Н. Толстого
В последние годы жизни Толстой нес тяжкий крест напряженной душевной работы. Сознавая, что "вера без дела мертва есть", он пытался согласовать свое учение с тем образом жизни, который вел сам и которого придерживалась его семья. В дневнике от 2 июля 1908 года он записал: "Приходили в голову сомнения, хорошо ли делаю, что молчу, и даже не лучше ли было бы мне уйти, скрыться. Не делаю этого преимущественно потому, что это для себя, для того; чтобы избавиться от отравленной со всех сторон жизни. А я верю, что это-то перенесение этой жизни и нужно мне". Однажды, возвращаясь с одинокой прогулки в лесах, Толстой с радостным, вдохновенным лицом обратился к своему другу В. Г. Черткову: "А я много и очень хорошо думал. И мне стало так ясно, что когда стоишь на распутьи и не знаешь, как поступить, то всегда следует отдавать предпочтение тому решению, в котором больше самоотречения".
Oн сознавал, какие неприятности родным и близким доставит его уход из Ясной Поляны, и ради любви к жене и детям, не вполне разделявшим его религиозное вероучение, Толстой смирялся, жертвовал личными потребностями и желаниями. Именно самоотвержение заставляло его терпеливо сносить тот яснополянский быт, который во многом расходился с его убеждениями. Надо отдать должное и жене Толстого Софье Андреевне, которая с пониманием и терпением старалась относиться к его духовным иска-(*155)ниям и, в меру своих сил, пыталась смягчить остроту его переживаний.
Но чем быстрее шли к закату его дни, тем мучительнее сознавал он всю несправедливость, весь грех барской жизни среди окружавшей Ясную Поляну бедности. Он страдал от сознания фальшивого положения перед крестьянами, в которое ставили его внешние условия жизни. Он знал, что большинство его учеников и последователей с осуждением относились к "барскому" образу жизни своего учителя. 21 октября 1910 года Толстой сказал своему другу, крестьянину М. П. Новикову: "Я ведь от вас никогда не скрывал, что я в этом доме киплю, как в аду, и всегда думал и желал уйти куда-нибудь в лес, в сторожку, или на деревню к бобылю, где мы помогали бы друг другу. Но Бог не давал мне силы порвать с семьей, моя слабость, может быть, грех, но я для своего личного удовольствия не мог заставить страдать других, хотя бы и семейных".
От всякой собственности лично для себя Толстой отказался еще в 1894 году, поступив так, как будто он умер, и предоставил владение всей собственностью жене и детям. Теперь его мучил вопрос, не совершил ли он ошибку, передав землю наследникам, а не местным крестьянам. Современники вспоминали, как горько рыдал Толстой, случайно наткнувшись на конного объездчика, тащившего застигнутого в господском лесу яснополянского старика-крестьянина, которого он хорошо знал и уважал.
Отношения Льва Николаевича с домашними особенно обострились, когда писатель официально отказался от гонораров за все свои сочинения, написанные им после духовного перелома. Все это заставляло Толстого все более и более склоняться к тому, чтобы уйти. Наконец, в ночь с 27 на 28 октября 1910 года он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении преданной ему дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого. В дороге он простудился и заболел воспалением легких. Пришлось сойти с поезда и остановиться на станции Астапово Рязанской железной дороги. Положение Толстого с каждым часом ухудшалось. В ответ на хлопоты прибывших родных умирающий Толстой произнес: "Нет, нет. Только одно советую помнить, что на свете есть много людей, кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва".
"Истина... Я люблю много... как они..." - это были его последние слова писателя, сказанные 7 (20) ноября 1910 года.
(*156) Вот что писал об уходе Толстого В. Г. Чертков: "У Толстого все было самобытно и неожиданно. Таковой должна была быть и обстановка его кончины. При тех обстоятельствах, в которые он был поставлен и при той удивительной чуткости и отзывчивости к получаемым впечатлениям, которые отличали его исключительную природу,- ничего другого не могло и не должно было случиться, как именно то, что произошло. Случилось как раз то, что соответствовало и внешним обстоятельствам и внутреннему душевному облику именно Льва Николаевича Толстого. Всякая другая развязка его семейных отношений, всякие другие условия его смерти, как бы ни соответствовали они тем или иным традиционным шаблонам, были бы в данном случае ложью и фальшью. Лев Николаевич ушел и умер без приподнятой сентиментальности и чувствительных фраз, без громких слов и красивых жестов,- ушел и умер, как жил,- правдиво, искренно и просто. И лучшего, более подходящего конца для его жизни нельзя было придумать; ибо именно этот конец был естественным и неизбежным".
Вопросы и задания: Почему Толстой на всю жизнь запомнил детскую игру в "муравейных братьев"? Как сказалась христианская семейная атмосфера и русские традиции дома Толстых в произведениях писателя? Какие уроки отроческих и юных лет нашли отражение в творчестве Толстого? Как повлияла на Толстого служба на Кавказе? К каким открытиям в душевной жизни человека пришел Толстой в повести "Детство"? В чем видит писатель преимущество детского мировосприятия? Как изменились взгляды Толстого в период Крымской войны? Почему "Севастопольские рассказы" можно считать вступлением к "Войне и миру"? Что такое "диалектика души" и как она переходит в "диалектику характера"? Как связана "диалектика души" с основами мировоззрения Толстого? Какова творческая история "Войны и мира"? Почему Толстой начал роман-эпопею с 1856 года, а затем перенес действие к 1805 году? Почему "Войну и мир" называют романом-эпопеей? Что отличает "Войну и мир" от эпических замыслов западноевропейских писателей? В чем особенность связи "частного" и "исторического" в романе-эпопее? Каковы особенности композиции "Войны и мира"? Как вы понимаете внефабульные художественные связи в книге? Чем отличается "толпа" от "народа" в "Войне и мире"? Почему Наполеон является ставленником "толпы", а Кутузов - "народа"? Как полководческая деятельность Кутузова отвечает формуле Толстого "и нет величия там, где нет простоты, добра и правды"? Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов?
Как изменяется характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения? Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею? Случайно ли погибает в 1812 году князь Андрей, а Пьер выносится в жизнь войною? Какую роль в судьбе Пьера играет участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым? Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви князя Андрея? Что отличает Наташу Ростову от интеллектуальных героев романа-эпопеи? В чем ее преимущества и недостатки? Каков смысл эпилога в "Войне и мире"? Как достигается в романе "Анна Каренина" единство двух сюжетных линий - Анны и Левина? Какие перемены совершаются в художественном методе Толстого от "Войны и мира" до "Анны Карениной"? В чем суть трагедии Анны Карениной? Изложите основы религиозно-этического учения Толстого Как освещает Толстой духовную смерть и воскресение Дмитрия Нехлюдова? Каковы причины ухода Толстого из Ясной Поляны?
Вперед
Все Материалы