:: История русской литературы
|
Главная >> Федор Михайлович Достоевский >> Начало литературнойной деятельности.
"Бедные люди"
Федор Михайлович Достоевский - Детство, Биография, Критика произведений, Творчество. назад
|
Начало литературнойной деятельности.
"Бедные люди"
12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском
классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской
инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года
Достоевский решил круто изменить свою жизнь и уйти в отставку: манила, звала к
себе, неотступно преследовала на каждом шагу давно проснувшаяся в нем страсть -
литература. Еще в 1843 году он с упоением, слово за словом переводил "Евгению
Гранде" Бальзака, вживался в ход мысли, в движение образов великого романиста
Франции. Но переводы не могли утолить разгоравшуюся в нем литературную страсть.
"В юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то
Марием, то христианином времен Нерона... И чего я не перемечтал в моем
юношестве, чего не пережил всем сердцем, всею душою в золотых воспаленных
грезах..." Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем,
чаще всего шиллеровским... Но вдруг... В январе 1845 года Достоевский пережил
важ-(*30)ное событие, которое он назвал впоследствии "видением на Неве".
Вечерело. Он возвращался домой с Выборгской и "бросил пронзительный взгляд вдоль
реки" "в морозно-мутную даль". И тут показалось ему, что "весь этот мир, со
всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или
раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу,
на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему
небу".". И вот в эту-то именно минуту открылся передним "совершенно новый мир",
какие-то странные фигуры "вполне прозаические". "Вовсе не Дон-Карлосы и Позы, а
вполне титулярные советники. И "замерещилась" "другая история, в каких-то темных
углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то
девочка, оскорбленная и грустная". И "глубоко разорвала" ему "сердце вся их
история". В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Отлетели в небытие
игры воображения по готовым литературно-романтическим законам. Он как бы заново
прозрел, впервые увидев мир глазами "маленьких людей": бедного чиновника, Макара
Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Возник
замысел оригинального романа "Бедные люди", романа в письмах, где повествование
ведется от лица этих героев. Так пришла к нему "самая восхитительная минута" его
жизни. Этo было в 1845 году. "Воротился я домой уже в четыре часа, в белую,
светлую как днем петербургскую ночь... Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший,
и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и
оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером... взяли мою рукопись и стали
читать на пробу: "С десяти страниц видно будет". Но, прочтя десять страниц,
решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь до
утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал". В тот же день Некрасов
вбежал в квартиру Белинского с радостным известием: "Новый Гоголь явился!" - "У
вас Гоголи-то, как грибы растут",- строго заметил ему Белинский. Но рукопись
взял. Когда же Некрасов зашел к нему вечером того же дня, возбужденный Белинский
буквально схватил его за фалды. "Где же вы пропали,- досадливо заговорил он.-
Где же этот ваш Достоевский? Что он, молод? Разыщите его быстрее, нельзя же
так!" Успех "Бедных людей" был не случайным. В этом романе Достоевский, по его
же словам, затеял "тяжбу со всею ли-(*31)тературою" - и прежде всего с
гоголевской "Шинелью". Гоголь смотрит на своего героя, Акакия Акакиевича
Башмачкина, со стороны и, подмечая в нем черты забитости и униженности, взывает
к гуманным чувствам читателя: смотрите, до какой степени подавленности может
быть доведен человек, если "шинель", "вещь" стала смыслом и целью его
существования. Человек у Гоголя поглощен, уничтожен и стерт окружающими его
обстоятельствами вплоть до полной утраты личности. Достоевский же, в отличие от
Гоголя, подходит к этой теме с новых, радикальных позиций. Писатель решительно
изменяет точку зрения на жизнь: уже не автор, наблюдающий за героем со стороны,
а сам герой, сам "маленький человек", обретая голос, начинает судить и себя и
окружающую его действительность. Форма переписки двух "бедных людей" помогла
Достоевскому проникнуть в души героев изнутри, показать самосознание "маленького
человека". "Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя,- пишет известный
исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин.- То, что выполнял
автор, выполняет теперь герой, освещая себя сам со всех возможных точек
зрения..." Этот необычный, принципиально новый подход к изображению "маленьких
людей" отметила и современная Достоевскому критика. Оценивая роман "Бедные
люди", В. Н. Майков писал: "...Манера г. Достоевского в высшей степени
оригинальна, и его меньше, чем кого-нибудь, можно назвать подражателем Гоголя.
...И Гоголь и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь -
поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу
психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного
общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию
его на личность индивидуума". Но ведь открытие новой формы было одновременно и
открытием нового, несравненно более глубокого содержания. Оказалось, что
"маленький человек" кажется бессловесным и забитым, если наблюдать за ним со
стороны. А на самом-то деле душа его сложна и противоречива - и прежде всего
потому, что он наделен обостренным сознанием собственного я, собственной
личности, доходящим порой до болезненности. "Маленький человек" - гордый
человек, обидчивый человек, чутко откликающийся на любое унижение его
достоинства. И новая шинель ему нужна не сама по себе, не потому, что шинелью
исчерпываются до скудости (*32) жалкие его потребности. Что шинель или сюртук,
например! Он, при его-то скудных средствах, и в старой шинели с удовольствием бы
походил, да и сюртучок на локотках можно было бы подштопать или заплату
посадить. Но ведь они, все, кто выше его на социальной лестнице, в том числе и
писатели, "пашквилянты неприличные", тут же пальцем на его заплаты укажут, "что
вот, дескать, что же он такой неказистый?". Для "других" Макар Алексеевич и ест,
и пьет, и одевается: "...чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный,
так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона... А главное,
родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне все равно,
хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить... но что люди
скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят?" Оказывается, не
безличен "маленький человек", а скорее наоборот: со страниц "Бедных людей"
встает во весь рост противоречивая, "усиленно сознающая себя" личность. Есть в
ней немало добрых, симпатических сторон. Бедные люди, например, глубоко
отзывчивы на чужие несчастья, на чужую боль. Благодаря этой душевной чуткости, в
письмах Макара Алексеевича и Вареньки Доброселовой воскресают судьбы многих
несчастных людей: тут и семья чиновника Горшкова, живущая в комнате, где даже
"чижики мрут", и драматическая история студента Покровского с беззаветно любящим
его отцом. А сколь прекрасны, чисты и бескорыстны любовные побуждения героев
романа! И все-таки мысль Достоевского далека от простого гуманного сочувствия и
сердечного умиления своими героями. Он идет дальше и глубже, он показывает, как
несправедливый общественный порядок непоправимо искажает самые благородные с
виду чувства и поступки людей. В отличие от гоголевского Акакия Акакиевича,
Девушкин Достоевского уязвлен не столько бедностью, не столько отсутствием
материального достатка, сколько другим - амбицией, болезненной гордостью. Беда
его не в том, что он беднее прочих, а в том, что он хуже прочих, по его
собственному разумению. А потому он более всего на свете озабочен тем, как на
него смотрят эти "другие", стоящие "наверху", что они о нем говорят, как они о
нем думают. Воображаемое героем "чужое" мнение о себе начинает руководить всеми
его действиями и поступками. Вместо того чтобы оставаться самим собой, развивать
данные ему от природы способности, Макар Алексеевич хлопочет о том, чтобы
"стушеваться", пройти незамеченным. Амбиция, под-(*33)менившая естественное
чувство собственного достоинства, заставляет его постоянно доказывать себе и
всему миру, что он не хуже других, что он такой же, как "они". Чужой взгляд на
себя он начинает предпочитать своему и жить не собою, а предполагаемым мнением о
себе. В самом начале романа Достоевский отсылает читателей к известной
христианской заповеди: "говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и
что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело
одежды?" На первый взгляд, Макар Девушкин - весь душа, причем душа открытая,
обнаженная. Но чем глубже погружаешься в чтение романа и в обдумывание его, тем
более ужасаешься тому, как эта душа изранена жизненными обстоятельствами и как
замутнены чистые источники ее: "Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги,
пожалуй, для них же носишь. Сапоги в таком случае... нужны мне для поддержки
чести и доброго имени; в дырявых же сапогах и то и другое пропало". Как заметила
исследователь творчества Достоевского В. Е. Ветловская, "неотступная тревога о
еде, питье, одежде, недостойная человека, становится заботой о достоинстве, как
это достоинство ("честь", "доброе имя") понимается в больном мире: быть, как
все, ничуть не хуже прочих". Судя по "Бедным людям", Достоевский уже знаком с
основами учения социалистов-утопистов и во многом солидарен с ними. Его
привлекает мысль о крайнем неблагополучии современной цивилизации и о
необходимости ее решительного переустройства. Писателю близка христианская
окрашенность этих теорий. Но диагноз глубины и серьезности той болезни, которой
охвачен современный мир, у Достоевского-писателя более суров. Зло мира далеко не
исчерпывается экономическим неравенством и вряд ли излечимо путем более или
менее справедливого перераспределения материальных благ. Ведь кроме
имущественного в обществе существует неравенство состояний. Уязвленную гордость
питает и поддерживает иерархическое общественное устройство, механически
возвышающее одного человека над другим. Причем в эту дьявольскую социальную
иерархию вовлечены все люди, все сословия - от самых бедных до самых богатых.
Она пробуждает взаимную "ревность", ничем не насытимое эгоистическое
соревнование. Равенство материальных благ при таком положении дел не только не
гармонизирует отношения между людьми, а скорее даст обратные результаты. (*34) В
романе "Бедные люди" наряду с обычным, социальным, есть еще и глубокий
философский подтекст. Речь идет не только о бедном чиновнике, но и о "бедном
человечестве". В бедных слоях лишь нагляднее проявляется свойственная
современной цивилизации болезнь. В следующей повести "Двойник" писатель
сосредоточил внимание не столько на социальных обстоятельствах, сколько на
психологических последствиях того болезненного состояния души современного
человека, симптомы которого наглядно проявились уже в "Бедных людях".
Болезненное раздвоение, которое пережил герой "Двойника", чиновник Голядкин,
ставило перед читателем вопрос: все ли в человеке определяется только социальной
средой, только конкретными жизненными обстоятельствами? И можно ли с полной
уверенностью утверждать, что с переменой обстоятельств автоматически изменяется
сам человек? Эти тревожные вопросы уже возникали перед Достоевским и вступали в
некоторое противоречие с тем направлением, которое по-прежнему горячо отстаивал
В. Г. Белинский. Произошел конфликт и с друзьями Белинского - Некрасовым,
Тургеневым, Панаевым. Поводом послужила грубоватая эпиграмма, уязвившая
самолюбие Достоевского.
|
назад
|
:: История зарубежной литературы
|