Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина
Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил
Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол
Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному
дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему.
Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич
женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и
энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства. Михаил Евграфович не
любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось,
воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему
не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия.
Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыкова
совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. "Оно проникало не
только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою - к ним, в
тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще формы общежития,
одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут
унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед
перспективою быть ежечасно раздавленным". Юноша Салтыков получил блестящее по
тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в
Царскосельском лицее, где сочинением стихов он стяжал славу "умника" и "второго
Пушкина". Но светлые времена лицейского братства студентов и педагогов давно
канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом перед
распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. "В то
время, и в особенности в нашем "заведении",- вспоминал Салтыков,- вкус к
мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только
втихомолку и под страхом более или менее чувствительных наказаний". Все
лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели -
"приготовить чиновника". Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского
образования по-своему: он с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале
"Отечественные записки", а по окончании лицея, определившись на службу
чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М. В.
Петрашевского. Этот кружок "инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе,
Фурье, Луи Блана и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в
человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что "золотой век" находится не
позади, а впереди нас... Словом сказать, все доброе, все желанное и
любвеобильное - все шло оттуда". Но и здесь Салтыков обнаружил зерно
противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Он
заметил, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих
мечтаниях, что они живут в России лишь "фактически" или, как в то время
говорилось, "имеют образ жизни": ходят в канцелярию на службу, питаются в
ресторанах и кухмистерских... Духовно же они живут во Франции, Россия для них
представляет собой "область, как бы застланную туманом". В повести
"Противоречия" (1847) Салтыков заставил своего героя Нагибина мучительно биться
над разгадкой "необъяснимого феникса" - русской действительности, искать пути
выхода из противоречия между идеалами утопического социализма и реальной жизнью,
идущей вразрез с этими идеалами. Герою второй повести - "Запутанное дело" (1848)
Мичулину тоже бросается в глаза несовершенство всех общественных отношений, он
также пытается найти выход из противоречий между идеалом и действительностью,
найти живое практическое дело, позволяющее перестроить мир. Здесь определились
характерные признаки духовного облика Салтыкова: нежелание замыкаться в
отвлеченных мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от
тех идеалов, в которые он уверовал.
|