Общественный" роман "Господа Головлевы.
В конце 60-х - начале 70-х годов Салтыков-Щедрин в ряде своих критических работ
утверждал необходимость появления в русской литературе нового "общественного"
романа. Он считал, что старый любовный, семейный роман исчерпал себя. В
современном обществе подлинно драматические конфликты все чаще и чаще
обнаруживаются не в любовной сфере, а в "борьбе за существование", в "борьбе за
неудовлетворенное самолюбие", "за оскорбленное и униженное человечество". Эти
новые, более широкие общественные вопросы настойчиво стучатся в двери
литературы. "Роман современного человека разрешается на улице, в публичном месте
- везде, только не дома; и притом разрешается самым разнообразным, почти
непредвиденным образом. Вы видите: драма началась среди уютной обстановки
семейства, а кончилась... (*15) получением прекрасного места, Сибирью и т. п.".
По мнению Салтыкова-Щедрина, "разработывать по-прежнему помещичьи любовные дела
сделалось немыслимым, да и читатель стал уже не тот. Он требует, чтоб ему подали
земского деятеля, нигилиста, мирового судью, а пожалуй, даже и губернатора".
Если в старом романе на первом плане стояли вопросы "психологические", то в
новом - "вопросы общественные". К "общественному" роману Салтыков-Щедрин
вплотную подошел в "Господах Головлевых" (1880). В распаде буржуазной семьи
писатель одновременно с Толстым и Достоевским увидел верные признаки тяжелой
социальной болезни, охватившей русское общество. Головлевы, равно как и
Карамазовы у Достоевского, далеко не похожи на патриархальных дворян типа
Ростовых или Болконских в толстовской "Войне и мире". Это люди с иной,
буржуазно-потребительской психологией, которая торжествует во всех их мыслях и
поступках. Теме дворянского оскудения Щедрин придает новый, неожиданный поворот.
Его современники сосредоточивали внимание на экономическом оскудении дворянских
гнезд. В "Господах Головлевых" акцент на другом: они легко приспособились к
пореформенным буржуазным порядкам и не только не разоряются, а стремительно
богатеют. Но по мере их материального преуспеяния в собственнической душе
совершается страшный процесс внутреннего опустошения, который и интересует
Щедрина. Шаг за шагом прослеживает он этапы духовной деградации всех своих
героев и в первую очередь - Порфирия Головлева, судьба которого находится в
центре романа. Благонамеренная речистость свойственна Порфирию Головлеву с
детских лет. Это "медоточивое" умение приласкаться к "милому другу маменьке" с
помощью липких, как паутина, елейных слов. Ими герой, прозванный Иудушкой,
прикрывает свои эгоистические цели. Щедрин исследует в романе истоки пустословия
Иудушки, различные его формы и внутреннюю эволюцию. Язык, призванный быть
средством общения, у Иудушки используется как средство обмана и одурачивания
своих жертв. Вся жизнь его - сплошное надругательство над словом, над духовной
природой человека. Уже в детстве в ласковых словах Иудушки Арина Петровна
чувствовала что-то зловещее: говорит он ласково, а взглядом словно петлю
накидывает. И действительно, елейные речи героя не бескорыстны: внутренний их
источник - стремление к личной выгоде, желание урвать у маменьки самый лакомый
кусок. (*16) По мере того как богатеет Иудушка, изменяется и его пустословие.
Из медоточивого в детстве и юности оно превращается в тиранствующее. Подобно
злому пауку, Иудушка в главе "По-родственному" испытывает наслаждение при виде
того, как в паутине его липких слов задыхается и отдает Богу душу очередная
жертва - больной брат Павел. Но вот герой добивается того, к чему стремился.
Он становится единственным и безраздельным хозяином головлевских богатств.
Теперь его пустословие из тиранствующего превращается в охранительное.
Привычными словоизвержениями герой отгораживает себя от жизни, отговаривается от
"посягательств" родного сына Петра. Истерическая мольба сына о помощи и спасении
глушится и отталкивается отцовским пустословием. Наступает момент, когда
никакое, даже самое действительное горе не в состоянии пробить брешь в нещадном
Иудушкином словоблудии. "Для него не существует ни горя, ни радости, ни
ненависти, ни любви. Весь мир в его глазах есть гроб, могущий служить лишь
поводом для бесконечного пустословия". Охранительная болтовня постепенно
вырождается в празднословие. Иудушка настолько привык лгать, ложь так срослась с
его душой, что пустое слово берет в плен всего героя, делает его своим рабом. Он
занимается празднословием без всякой цели, любой пустяк становится поводом для
нудной словесной шелухи. Подадут, например, к чаю хлеб, Иудушка начинает
распространяться, "что хлеб бывает разный: видимый, который мы едим и через это
тело свое -поддерживаем, и невидимый, духовный, который мы вкушаем и тем стяжаем
себе душу...". Празднословие отталкивает от Иудушки последних близких ему
людей, он остается один, и на этом этапе существования его празднословие
переходит в пустомыслие. Иудушка запирается в своем кабинете и тиранит
воображаемые жертвы, отнимает последние куски у обездоленных мужиков. Но теперь
это не более чем пустая игра развращенной, умирающей, истлевающей в прах души.
Запой пустомыслия окончательно разлагает его личность. Человек становится
фальшивкой, рабом обмана. Как паук, он запутывается в собственной липкой паутине
слов. Надругательство Иудушки над словом оборачивается теперь надругательством
слова над душой Иудушки. Наступает последний этап - предел падения: запой
праздномыслия сменяется алкоголем. Казалось бы, на этом уже чисто физическом
разложении героя Щедрин и должен был поставить точку. Но он ее не поставил.
Писатель верил, (*17) что именно на последней ступени падения жизнь мстит
человеку за содеянное, и не сам по себе умирает такой разложившийся субъект -
совесть просыпается в нем, но лишь для того, чтобы своим огненным мечом убить
его. На исходе Страстной недели, во время слушания в церкви "Двенадцати
евангелий" вдруг что-то прорывается в душе Иудушки. До него неожиданно доходит
истинный смысл высоких божественных слов. "Наконец, он не выдержал, встал с
постели и надел халат. На дворе было темно, и ниоткуда не доносилось ни
малейшего шороха. Порфирий Владимирыч некоторое время ходил по комнате,
останавливался перед освещенным лампадкой образом Искупителя в терновом венце и
вглядывался в него. Наконец он решился. Трудно сказать, насколько он сам
сознавал свое решение, но через несколько минут он крадучись добрался до
передней и щелкнул крючком, замыкавшим входную дверь. На дворе выл ветер и
крутилась мартовская мокрая метелица, посылая в глаза целые ливни талого снега.
Но Порфирий Владимирыч шел по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни
ветра и только инстинктивно запахивая полы халата. На другой день, рано
утром, из деревни, ближайшей к погосту, на котором была схоронена Арина
Петровна, прискакал верховой с известием, что в нескольких шагах от дороги
найден закоченевший труп головлевского барина".
|