Михаил Еевграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) Мастер сатиры
Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас
драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты.
Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста
сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. "Блажен незлобивый
поэт",- писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику: Его преследуют
хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких
криках озлобленья. Судьба сатирика во все времена была тернистой. Внешние
препятствия в лице вездесущей цензуры заставляли его выражать мысли обиняками, с
помощью всякого рода иносказаний - "эзоповским" языком. Сатира часто вызывала
недовольство и у читателей, не склонных сосредоточивать внимание на болезненных
явлениях жизни. Но главная (*4) трудность была в другом: искусство сатиры
драматично по своей внутренней природе. На протяжении всего жизненного пути
сатирик имеет дело с общественным злом, которое постоянно испытывает его
душевные силы. Лишь стойкий человек может выдержать это каждодневное испытание,
не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в ее добро и красоту. Вот почему
классическая сатира - явление редкое. Имена сатириков в мировой литературе
буквально наперечет. Эзоп в древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии,
Марк Твен в Америке и Салтыков-Щедрин в России. Сатира возникает лишь на высоком
взлете национальной литературы: требуется большая энергия жизнеутверждения,
стойкая вера в идеал, чтобы удержать напряженную энергию отрицания. Русская
литература XIX века, возведенная, по словам Чернышевского, в достоинство
общенационального дела, сосредоточила в себе мощный заряд жизнеутверждения и
создала благодатную почву для появления великого сатирика. Не случайно
Салтыков-Щедрин писал: "Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни,
всеми сладкими волнениями ее, всеми утешениями". А Достоевский считал
классическую сатиру признаком высокого подъема всех творческих сил национальной
жизни: "Народ наш с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед
целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя;
иногда даже он несправедлив к самому себе,- во имя негодующей любви к правде,
истине... С какой, например, силой эта способность осуждения, самобичевания
проявилась в Гоголе, Щедрине и всей отрицательной литературе... Сила
самоосуждения прежде всего - сила: она указывает на то, что в обществе есть еще
силы. В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на
общественные язвы, болезни - предполагает страстную тоску о здоровье".
Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России,
явилось в то же время показателем нашего национального здоровья, неистощимых
творческих сил, сдержанных и подавляемых, но пробивающих себе дорогу в слове, за
которым, по неуклонной логике жизни, рано или поздно приходит черед и делу.
|