Личность и поэт
В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в
глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить и потребность быть
любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре,
главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих "Книгу
песен". Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых и
беллетризованных произведений, и говорить тут об этом подробно не имеет
смысла. С нужной полнотой читатель все узнает из самих стихотворений
Петрарки и из автобиографической прозы. Необходимо лишь отметить, что Лаура
- фигура вполне реальная. Внешняя биография ее в самых общих чертах известна
и большого интереса не представляет. О "внутренней" же рассказывает сам
Петрарка. И, конечно, как всегда бывает в настоящей поэзии, любовь эта
сублимированная, к концу жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не
слившаяся с представлением о любви райской, идеальной.
Конкретнее в жизни. Петрарки любовь к домашним (матери, брату Герардо,
племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо
Колонна, Джованни Боккаччо и многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближним
и вообще к людям Петрарка не мыслил своей жизни. Это накладывало
определенный нравственный отпечаток на все им написанное, привлекало к нему,
повсеместно делало своим, любимым.
Еще одна черта, которую обнажил сам поэт, за которую порой (особенно на
склоне лет) себя бичевал: это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого
тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с
творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться
писательством. С годами и любовь к славе стала умеряться. Достигнув славы
беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше
зависти, чем добрых чувств. В "Письме к потомкам" он с грустью пишет о своем
увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать триумф Времени над
Славой.
Любопытно, что любовь к Лауре и любовь к Славе между собой не только не
враждовали, но даже пребывали в тесном единении, что подтверждается
устойчивой в поэзии Петрарки символикой: Лаура и лавр. Но так было до поры
до времени. В годы самоочистительных раздумий Петрарка вдруг почувствовал,
что и любовь к Лауре, и желание славы противны стремлению обрести вечное
спасение. И вовсе не потому - а это чрезвычайно существенно для Петрарки! -
что они греховны сами по себе. Нет! Просто они мешали вести тот образ жизни,
который надежно подвел бы его к спасению. Осознание этого противоречия
повергло поэта в глубокое душевное смятение, умеряемое, впрочем, писанием
трактата, где он пытался со всей откровенностью обнажить свое душевное
состояние.
Конфликт этот был лишь частичным случаем конфликта более общего и
философски более значимого: конфликта между многочисленными радостями
земного бытия и внутренней религиозной концепцией.
К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу. Он,
как никто из современников, умел видеть и наблюдать ее, умел наслаждаться
травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой. Отсюда и столь частые и
столь любовно написанные в его поэзии пейзажи. Отсюда же тяга Петрарки "к
перемене мест", к путешествиям, к возможности открывать для себя все новые и
новые черты окружающего мира.
К несомненным земным радостям относил Петрарка и веру в красоту
человека и могущество его ума. К ним же он относил любое творческое
проявление: будь то в живописи, в музыке, философии, поэзии и т. д. Но все
это таило и множество побочных соблазнов, которых, по мнению Петрарки,
человеку, по слабости его, трудно избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной
ценности земных радостей.
Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его
интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Огромна широта его
интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о
проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о
падении воинской дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед.
Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но сам в области чистой
философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был
цепок и точен. Много интересного написано им о практической морали.
Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был чужд и
общественных страстей. Он был яростным патриотом. Италию любил до
исступления. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество
подтверждений. Одно из них - знаменитейшая канцона "Италия моя". Заветным
устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был
убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал
разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в
Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи. В
какой-то момент Петрарка возлагал надежды на то, что объединение Италии
будет проведено усилиями Кола ди Риенцо. Самое страшное для Петрарки -
внутренние раздоры. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить
братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преобладание на
Черном и Азовском морях! Однако его красноречивые письма к дожам этих
патрицианских республик ни к чему не привели.
Петрарка был не только патриотом. Заботило его и гражданское состояние
человеческого общежития вообще. Бедствия и нищета огорчали его, где был они
ни случались.
Но ни общественные и политические симпатии, ни принадлежность к
церковному сословию не мешали основному его призванию ученого и литератора.
Петрарка понимал, что для этого нужна прежде всего личная свобода,
независимость (тут он мог бы воскликнуть, что "служенье муз не терпит
суеты"). И надо сказать, что Петрарка умел добиваться ее повсюду, где ему
доводилось жить, кроме Авиньона - этого "нового Вавилона", - за что он его
особенно и ненавидел. Именно благодаря такой внутренней свободе - хотя иной
раз дело не обходилось без меценатов - Петрарке удалось создать так много и
так полно выразить себя и свое время, однако многое до нас дошедшее осталось
в незавершенном, не до конца отделанном виде. Но тут уж свойство самого
поэта: тяга к совершенству заставляла его возвращаться к написанному все
вновь и вновь. Известно, например, что к таким ранним своим произведениям,
как "Африка" и "Жизнь знаменитых мужей", он возвращался неоднократно и даже
уже накануне смерти.
Петрарка был не только великим писателем, но и великим читателем.
Произведения античных авторов, которые он читал и перечитывал с неизменной
любовью, были для него не просто интересными текстами, но носили прежде
всего отпечаток личности их авторов. Расставаясь с ними навсегда, он мог,
подобно Пушкину, сказать: "Прощайте, друзья!" Так и для нас произведения
Петрарки носят отпечаток одной из самых сердечных и привлекательных
личностей прошлого.
Литературу Петрарка понимал как художественное совершенство; как
богатство духовное, как источник мудрости и внутреннего равновесия. В
оценках же порой ошибался. Например, полагал, что его "Триумфы" по
значимости своей настолько же превосходят "Канцоньере", насколько
"Божественная комедия" превосходит дантовскую "Новую жизнь". Он ошибался и в
оценке своих латинских сочинений, количественно превосходивших писанное им
по-итальянски в пятнадцать раз! В сонете CLXVI Петрарка говорит, что, не
займись он "пустяками" (стихами на итальянском языке), "Флоренция бы обрела
поэта, как Мантуя, Арунка и Верона". Флоренция обрела поэта не меньше, чем
Вергилий и Катулл, и подарила его Италии и всему миру, но именно благодаря
этим "пустякам".
|